Ваше сообщение успешно отправлено!
Вы уже отправляли заявку, отправить повтороно?
АО «Центр компьютерных разработок»
официальный сайт
8(812) 740-78-71
ckr@kodeks.ru

Статьи

06.09.2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Тема социальных и психологических аспектов цифровизации поднимается регулярно. Кончено, в рамках одной статьи не рссмотреть и половины возникающих вопросов, этой темы хватит на несколько томов. Однако ясно, что говорить об этом надо.

Никто не станет отрицать, что за последние десятилетия жизнь человека и общества постоянно меняется, появляется все больше вызовов, ускоряются процессы,  изменяется сама среда обитания.

Вот что об  этом говорят специалисты: «цифровая революция открывает не только путь к духовному развитию человека, но и к новым формам психологических манипуляций, невиданным по охвату и глубине воздействия…».

Так о каких же психологических аспектах мы говорим:

  1. Наличие и качество социальных связей — цифровые сервисы обеспечивают пользователей новыми способами взаимодействия и общения, в т.ч. с жителями других городов. Создаются условия для формирования кругов общения по сферам интересов, а не по признаку места проживания.
  2. Наличие свободного времени и характер его использования — цифровые сервисы экономят время жителей путем предоставления доступа к информации об общественном транспорте, возможности заказа такси, товаров и услуг на дом, удаленного получения государственных и прочих услуг. С другой стороны возможно появление зависимости и проведения свободного времени у монитора.
  3. Общая удовлетворенность жизнью — цифровизация способствует увеличению разнообразия, качества и скорости получаемых услуг, экономит время на получение информации, товаров и услуг и на перемещения. Но есть и другая сторона, реклама в социальных сетях стимулирует бесконтрольное потребление.
  4. Безопасность – цифровизация повышает безопасность транзакций и личную безопасность при получении услуг, но есть и проблемы, связанные с кибербулленгом, кражей данных и мошенничеством в сети, что в свою очередь пугает многих людей.

Каждый из этих аспектов является важным. Но на данный момент нет никаких статистических данных, показывающих насколько цифровизация влияет на психологическое состояние россиян. Однако некоторые данные можно почерпнуть из Всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности», которое  представляет собой мониторинг цифровых компетенций россиян и обновляется ежегодно с 2015 года. Для его расчета используются как показатели, характеризующие «первичную» (охват фиксированного и мобильного интернета) и «вторичную» цифровизацию — уровень цифровых компетенций в широком смысле (уровень компетентности при проведении финансовых операций через интернет, уровень культуры взаимодействия в социальных сетях и другое). Индекс цифровой грамотности — интегральный индекс, в основе которого лежит 3 субиндекса: цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность. В 2018 году Индекс цифровой грамотности составил 4,52 пт. Несмотря на то, что это низкий показатель, пугаться не стоит. Такой результат объясняется в первую очередь увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности россиян. Многие люди с ростом компетенций стали ниже оценивать свой уровень цифровой безопасности. Поэтому одной из важнейших задач является повышение этого показателя.

Не менее важными вопросами являются вызовы для психологической науки и практики, как таковых, связанные с развитием цифровых технологий: больших данных, искусственного интеллекта, виртуальной реальности,  «умных» материалов, телеприсутствия, интерфейсов «мозг – компьютер». Многие люди испытывают интерес к новым возможностям психотерапии, а некоторые   даже готовы рассмотреть возможность обращения к роботу-психологу с искусственным интеллектом.

Что думают об этом сами психологи?

«Появляются новые формы взаимодействия между людьми, например, общение блогера с подписчиками. Они как бы и не друзья, но ответить необходимо каждому, уделить внимание каждому.

Также создаются приложения, с помощью которых можно решить проблемы со сном, а также справиться с приступом тревоги. Они могут помочь при депрессии.

Люди начали больше доверять специалистам, которые оказывают услуги удаленно, в том числе и психологам. Эффективность работы при нормальном качестве связи такая же, как и при личной встрече».

Юлия  Абысова, практикующий психолог

Подытоживая можно сказать, что вызовы цифровизации требуют сплоченной работы и готовности к трансформации различных сфер жизнедеятельности нашего общества. Меняются психологические условия, перемены коснуться и саму психологию, как науку и практику и в данных условиях мы прежде всего должны распространять знания, заботиться о культуре поведения в сети и ставить цифровую безопасность превыше всего.

Мейнцер Антон
главный архитектор
информационных систем
Консорциум «Кодекс»

Архив статей